Ситуация в мире развивается достаточно стремительно. Месяц прошёл с того момента, как школы и университеты в России перевели на режим свободного посещения, ЕГЭ и ОГЭ перенесены на более поздние даты, а со второй недели апреля, школы и ВУЗы перешли на режим дистанционного обучения.
Ничего не понятно, довольно тревожно, совсем не радостно. Что делать, куда бежать? Беседуем с преподавателем французского языка Тимофеем Евгеньевичем, который, как и мы, в некоторой растерянности.
Если со своей удаленной (или обычной) работой мы еще как-нибудь разберемся, а студенты со своими университетами тоже как-нибудь справятся сами, то с детским дистанционным обучением совсем ничего не ясно. Кто-нибудь что-нибудь делает?
«Дистанционное обучение — это, по сути, электронные уроки на базе различных интернет-платформ и приложений. Кто-то делает просто презентации в PowerPoint, кто-то снимает видео, которые затем выкладывает на YouTube и дает ученикам ссылку, кто-то верстает упражнения в PDF. Все это выкладывается на сайте школы, откуда можно скачивать уроки целыми модулями — по модулю каждый день.
Если честно, я оказался в той же ситуации, что и тысячи других учителей — мы к этому не готовы, это большой стресс. Да, есть огромное количество замечательных платформ — Learning Apps, Google Classroom, есть также много русских, таких как МЭО, Учи.ру. Достаточно ли их? Нет, недостаточно. Учитель должен текущие уроки оформлять сам. Поэтому техническая и психологическая нагрузка на среднестатистического учителя сильно возрастает, поскольку, хотя многие из нас каким-то образом и раньше задействовали электронные методы обучения в классе, полностью перейти на такой режим одномоментно невероятно сложно. Мы пока не обладаем такими компетенциями.
Понятно, что городское правительство выпускает какие-то электронные пособия, вебинары, цель которых — помочь нам наиболее плавно перейти в этот новый режим, и они полезны, но проблему это не решает. Нам всем нужна дополнительная квалификация для подобных ситуаций. Я сам должен был проводить семинар по использованию мобильных приложений в процессе обучения, поскольку использую их регулярно, но сейчас, когда приходится переносить абсолютно все обучение в электронный формат — я сам в растерянности.
Но мы, естественно, справимся. Мы все работаем над тем, чтобы освоиться в этом новом мире настолько быстро, насколько это возможно».
Есть ли еще какие-то сложности?
Тимофей Евгеньевич отмечает, что школам необходимо решить две проблемы: первая — это формирование, собственно, занятий (что ложится на плечи учителей), о чем мы поговорили выше, а вторая — обеспечение всех учащихся техническими возможностями для такого обучения. Да-да, не у всех они есть. В школу, положим, большинство может пешком дойти — сел за парту и впитываешь знания. А для дистанционного обучения нужен в первую очередь компьютер, который для многих российских семей по сей день является непозволительной роскошью.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/aqt_official/31682172451/sizes/l/)
«Есть классы, в которых у всех ноутбуки есть. Есть классы, в которых ноутбука нет у одного ученика. А есть классы, в которых по пять-семь детей не имеют компьютеров дома вообще. Никаких. И это в Петербурге. Получается, эти дети не могут заниматься дома, они просто не получат задания. Вот у меня даже во втором классе есть мальчик, из многодетной семьи, их воспитывает отец-одиночка — у них нет компьютера. Это совершенно обычная семья. Школа говорит: у нас есть какое-то количество компьютеров, которые мы можем предоставить — разумеется, под материальную ответственность. Но откуда школа возьмет компьютеры на всех? Очевидно, что таких ресурсов нет, и это рискует сейчас стать серьезной проблемой. Пока что классные руководители только собирают данные у родителей.
Кстати, ноутбуки — не единственная проблема для школ. Есть же еще многодетные семьи, в которых детей в течение дня школа обеспечивает питанием. Переход на дистанционное обучение не предполагает отмены такого питания, то есть встает вопрос: как доставлять это питание на дом? В общем, сложности есть.
Кроме того, проблема в том, что все это дистанционное обучение должно систематизироваться, фиксироваться, администрироваться. Иными словами, должна быть отчетность. Этот груз уже ложится на плечи администрации школ, на директоров и завучей, у которых сейчас нагрузка сейчас тоже сильно увеличилась. Ведь, как это ни парадоксально, переход на электронное обучение только увеличивает количество бумажной работы — так уж у нас устроена бюрократия».
Выходит, качество такого дистанционного обучения ниже, чем «традиционного»?
«Сейчас это (я говорю именно о школьных занятиях), к сожалению, скорее имитация нормального образовательного процесса, это симулякр. Тот уровень дистанционного образования, на который страна может выйти в данный момент, пока что оставляет желать лучшего. Но в то же время нельзя забывать, что такого у нас раньше никогда не было. Это экстренная ситуация, и нам всем необходимо быстро учиться, осваивать новые инструменты и возможности. При этом с трудностями столкнулись не только учителя и администрация, многие дети (и их родители тоже) сами говорят — мы не можем так учиться, мы не понимаем, как это все делается».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/nenadstojkovic/49663071537/sizes/6k/)
«Было бы очень здорово, если бы можно было усадить целый класс и провести занятие онлайн. Но это пока невозможно. Даже десять взрослых человек сложно собрать на видео-конференцию в Skype, что уж говорить о целом классе, в котором тридцать человек детей».
Понятно, проблемы есть. А что делать детям и родителям в такой ситуации?
«Я думаю, что должны быть созданы рекомендации по обучению детей дома. Это должен быть какой-то экспертный совет, в который обязательно должны входить психологи. Этот опыт есть: есть педагоги, которые занимаются дистанционным обучением и, в том числе, обучением детей на дому. Это, во-первых, частные преподаватели и репетиторы, у которых в новых реалиях есть безусловное конкурентное преимущество, и во-вторых, преподаватели, занимающиеся с детьми с ограниченными возможностями.
Есть много детей, постоянно обучающихся дома — это дети, которые не могут посещать школу даже тогда, когда там есть инклюзивные классы и программы. Понятно, что у таких детей время естественным образом организуется совершенно иначе. Вот там нужно искать этот опыт и перенимать его.
Это тяжелое испытание и для системы образования, и для огромного количества семей. Очень многие окажутся заперты дома с детьми и родственниками, с которыми в нормальных обстоятельствах мы не проводим столько времени вместе. Может показаться, что сейчас, наоборот, нужно больше общаться — но это не совсем верно. Многие родители и дети не готовы к такому количеству внимания к себе со стороны членов семьи. И это нормально!
В том, что касается обучения: бремя ответственности здесь во многом ложится на родителей. Родителям нужно помогать детям учиться сейчас, особенно если дети в младшей школе. Нужно усадить ребенка, включить компьютер, открыть нужный сайт, скачать задания… Не в последнюю очередь нужно помогать ребенку с дисциплиной, с организацией своего времени».
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/courosa/2248644717/sizes/3k/)
И какие же у нас перспективы?
«Пока сложно говорить, какими будут результаты такого дистанционного обучения. Мы только начинаем осваивать все это. Мы, конечно, знали, что вступаем в будущее, в цифровой век, но сейчас эта экстренная ситуация пинком втолкнула нас в это будущее, поэтому в данный момент все довольно неуклюже. Как и любой кризис, этот покажет, где система несовершенна.
В будущем, когда все это кончится, наверное, учителя станут уделять больше внимания электронным средствам образования. Большинство все равно не будет использовать их слишком активно, они будут восприниматься скорее как метод экстренного обучения, на мой взгляд. Система образования довольно инертна, она очень не любит меняться. Есть, конечно, школы и гимназии в больших городах — в Москве, Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге — которые могут себе позволить активно внедрять какие-то новые методы, но таких школ, увы, немного.
Этот кризис может помочь нам научиться использовать новые цифровые инструменты — все эти мессенджеры, электронные платформы — они есть как у интернет-гигантов вроде Google, так и у нас, очень неплохие. Посмотрим, что получится. На мой взгляд, оценить, насколько общество мобилизовалось, будет очень сложно. Кризис продлится не очень долго — месяц-два. После этого общество вернется к привычным, стандартным методам обучения. Даже если дети что-то упустят за это время, они довольно быстро все наверстают. Поэтому, в каком-то смысле, ничего страшного и не происходит. Все восстановимо! А общество поймет, что будущее уже наступило».
Сложившаяся на сегодняшний день ситуация тяжела для всех, но учебные заведения делают все возможное, чтобы поддерживать обучение на должном уровне. Карантин продлится не очень долго (особенно если учитывать опыт Китая, где он был введен одним из первых, и уже закончился), а у нас есть возможность научиться чему-то новому и получить ценный опыт.
Берегите себя!
Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/womens_forum/9800731873/sizes/l/
Понравилась статья?
Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова
30 апреля 2020